Железнодорожные перевозки негабаритных грузовТоварным или грузовым поездом называется группа грузовых вагонов, буксируемых одним или несколькими локомотивами по железной дороге, перевозящих грузы между двумя пунктами, и являющихся частью логистической цепи. Поезда могут буксировать сыпучие материалы, сборные контейнеры, общие грузы или особые грузы в специально спроектированных вагонах.

Если рассматривать поезд с точки зрения тонно-километров буксируемых на единицу потребляемой энергии, тожелезнодорожные перевозки негабаритных грузов являются более эффективным, чем перевозки этих грузов при помощи других транспортных средств. Дополнительная экономия часто получается с навалочных грузов (например, уголь), особенно когда они перевозятся на большие расстояния. Тем не менее, железнодорожным перевозкам часто присущи расходы на перегрузку, которые могут превышать затраты на саму перевозку.

Для того, чтобы свести к минимуму эти расходы применяется метод грузоперевозки контейнеров. Стоимость перевозок насыпных грузов в меньшей степени зависит от перегрузки. Даже на коротких расстояниях не менее 30 км железнодорожные перевозки этих грузов остаются экономически выгодными. Тем не менее, перевозки по железной дороге не столь гибки, как по шоссе, что оправдывает перевозки автомобильным транспортом даже на большие расстояния.

Основным недостатком железнодорожных перевозок негабаритных грузов является отсутствие гибкости. По этой причине, перевозчики отказываются от железнодорожного транспорта в пользу автомобильного. Правительства многих стран в настоящее время пытаются поощрять железнодорожные перевозки негабаритных грузов, из-за экологических выгод. Железнодорожный транспорт является очень энергоэффективным.

В Европе (особенно Великобритания) многие города были построены задолго до того, как появились железные дороги. Многие предприятия не имеют прямого доступа к железной дороге. Это означает, что груз поступает на товарную станцию, отправляется поездом, а затем разгружается на другой товарной станции для последующей доставки до места назначения. Когда грузовики заменили лошадей, стало экономически выгодным перевозить грузы автомобильным транспортом без перегрузок. В Соединенных Штатах, особенно на Западе и Среднем Западе города строились вместе с железной дорогой, и заводы часто имели прямое железнодорожное сообщение. Несмотря на закрытие многих мелких линий, железнодорожные перевозки негабаритных грузов из одной компании в другую остаются распространенным явлением.

Многие железнодорожные системы стали компьютеризированными, что помогло увеличить скорости движения и количество поездов. В целом, большинство предприятий отправляет свою продукцию по железной дороге, если она поставляется в больших количествах и на большие расстояния, потому что это дешевле, чем на грузовиках, однако судоходство остается серьезным конкурентом, там, где доступен водный транспорт. Экономические выгоды достигаются за счет уменьшения затрат труда и энергии для перевозки одного и того же количества груза.

Традиционный способ железнодорожной перевозки негабаритных грузов, это когда товары вручную загружаются и выгружаются из вагона. С 1960 года наступила эра контейнерных перевозок, что сделало эту ручную и тяжёлую работу совершенно ненужной. Контейнеры легко перегружать при помощи кранов, содержание в контейнере остается неизменным по дороге от отправителя к получателю. Грузоперевозки контейнеров достаточно просто совмещаются с автомобильнымжелезнодорожным и морским транспортом.

Интермодальные грузовые системы часто снабжаются колёсными шасси. В некоторых странах грузовики могут заезжать прямо в поезд и выезжать снова, по достижению конечного пункта назначения. Такая система используется на Ла-Манше, между Великобританией и Францией. В других странах, на поезде перевозится только трейлер без тягача. Комбинированные поезда являются быстро растущим типом грузовых поездов в США, где они также известны как поезда с прицепами на платформе. Есть также роудрейлерные транспортные средства, которые имеют два комплекта колес: для передвижения по рельсам, и для движения по обычным шоссейным дорогам.

Существует много других типов вагонов, например:

  • платформы для перевозки транспортных средств;
  • рефрижераторы для перевозки скоропортящихся продуктов питания;
  • вагоны с открытым верхом для транспортировки полезных ископаемых и сыпучих материалов, таких как уголь;
  • цистерны для транспортировки жидкостей и газов.

Обычно уголь или другие сыпучие материалы загружаются в вагоны бункерного типа, которые могут быстро загружаться и разгружаться.

Грузовые поезда иногда незаконно используются лицами, которые не хотят или не имеют денег, чтобы ездить на обычных средствах передвижения, такая практика называется "прыжковой". Большинство "прыгунов" проникает в грузовые дворы и прячутся в крытых вагонах. Более дерзкие "прыгуны" ловят поезд "на лету", то есть, во время движения, что нередко приводит к несчастным случаям, многие из которых не регистрируются. Способ уехать из города или области, при помощи прыжка на грузовой поезд иногда называют “catching-out”.

Контейнерные перевозки

Грузоперевозки контейнеров представляют собой систему интермодальных грузовых перевозок с использованием стандартных транспортных контейнеров, также известных, как контейнеров ИСО или isotainers. Контейнеры загружаются, опечатываются и размещаются на судах, железнодорожных вагонах, самолетах и грузовиках. Грузоперевозки контейнеров произвели революцию в железнодорожных перевозках негабаритных грузов. Сегодня около 90% ненасыпных грузов по всему миру перевозятся в контейнерах расположенных в два яруса на транспортных судах, 26% всех контейнеров приходят из Китая. В 2011 году, ежедневно при помощи грузоперевозок контейнеров доставлялись автомобильные запчасти на расстоянии 11 000 км из Лейпцига, Германия в город Шеньян, Китай через Сибирь. Длительность рейса составляла 23 дня. В 2005 году около 18 миллионов контейнеров сделали 200 млн. рейсов в год.

Использование же стандартных размеров контейнеров по всему миру помогло уменьшить проблемы, вызванные несовместимостью ширины колеи в разных странах. Большинство железнодорожных сетей в мире используют ширину колеи 1435 мм известную, как стандартная колея, но во многих странах (таких, как Россия, Финляндия и Испания) используется более широкий размер, в то время как многие другие страны Африки и Южной Америки используют более узкие колеи на своих сетях. Использование грузоперевозок контейнеров во всех этих странах облегчает перегрузку между разными размерами колеи.

Перевод: Юрий Собко

  Скачать справочник по вагонам Правообладателем предлагаемой для скачивания информации является ОАО "РЖД"

Контакты

354057, Краснодарский край
г.Сочи, ул. Чебрикова, 7а, оф. 3
  Для заявок: 8 918 409-12-57
  8 (862) 261-01-33
  8 (862) 261-01-33
  yad001@yandex.ru

Доставляем по ЖД
продаём

КВАРЦЕВЫЙ ПЕСОК 27
видов фракций
в БИГ БЭГАХ

Designed by Jn Jeels